Начиная с 2014 года работодатели обязаны будут проводить специальную оценку условий труда

Начиная с 2014 года работодатели обязаны будут проводить специальную оценку условий труда

Начиная с 2014 года работодатели обязаны будут проводить специальную оценку условий труда. Специальная оценка заменит собой аттестацию рабочих мест по условиям труда. Федеральный закон от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливаетправовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также определяет права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

Согласно положениям ст.3 данного закона, специальная оценка условий труда является:

  • единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника*.

*С учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Специальную оценку не нужно проводить в отношении условий труда:

  • надомников,
  • дистанционных работников,
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП.

Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских имуниципальных служащих регулируется:

  • федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ,
  • законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ,

о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

В нашей статье мы рассмотрим основные положения нового закона №426-ФЗ о специальной оценке условий труда, а так же поговорим об ответственности за нарушение правил ее проведения.

Порядок проведения специальной оценки

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий трудавозлагаются на работодателя.

Спецоценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), соответствующими требованиям статьи 19 закона №426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Методику проведения спецоценки утверждает Министерство труда и социальной защиты РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законом №426-ФЗ.

Пятилетний срок исчисляется:

  • со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Для организации и проведения спецоценки работодатель должен:

  • организовать комиссию по проведению спецоценки, число членов которой должно быть нечетным,
  • утвердить график проведения спецоценки.

В состав комиссии включаются представители:

  • работодателя (в том числе специалист по охране труда),
  • выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии).

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Если спецоценку проводит работодатель, относящийся к субъектом малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются:

  • Работодатель – ИП лично,
  • Руководитель организации,
  • Другие полномочные представители работодателя (в том числе специалист по охране труда*).
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

*Так же можно включать в комиссию представителей или специалистов, привлекаемых по договору для осуществления функций по охране труда.

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

До начала выполнения работ по проведению спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться, с указанием аналогичных рабочих мест*.

*Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места:

  1. Расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах).
  2. Оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения.
  3. На которых работники:
  • работают по одной и той же профессии, должности, специальности,
  • осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени*.

*При ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых:

  • производственного оборудования,
  • инструментов,
  • приспособлений,
  • материалов и сырья,

и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В отношении таких рабочих мест спецоценка проводится учетом особенностей, устанавливаемых Минтрудом по согласованию с министерствами и ведомствами, к которым относятся соответствующие виды деятельности.

Эксперт организации, проводящий спецоценку, должен идентифицировать потенциально вредные и/или опасные (далее- опасные) производственные факторы на рабочих местах.

Результаты идентификации утверждаются комиссией.

При осуществлении на рабочих местах такой идентификации должны учитываться:

  • Производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников.
  • Результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований и измерений опасных производственных факторов.
  • Случаи производственного травматизма, установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте опасных производственных факторов.
  • Предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально опасных производственных факторов.

В случае, если вредные, опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования вредных, опасных производственных факторов не проводятся.

В случае, если опасные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований, испытаний и измерений данных опасных производственных факторов в порядке, установленном ст.12 закона №426-ФЗ.

Идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест*:

1) работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными, опасными условиями труда;

3) на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные, опасные условия труда.

*Перечень подлежащих исследованиям опасных производственных факторов на таких рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных, опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 закона №426-ФЗ.

Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям

В отношении рабочих мест, на которых вредные, опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства*, по месту своего нахождения:

  • декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

* Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012г. №875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется:

  • федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда),

в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (далее - работодатели).

Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям устанавливаются Министерством труда (на 01.01.2014 года форма такой декларации не утверждена).

Федеральная инспекция труда обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций в порядке, установленном Министерством труда.

Декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется:

  • со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Если в период действия декларации, с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация:

  • произошел несчастный случай на производстве* или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных, опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая спецоценка.

*За исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц.

Решение о прекращении действия декларации принимается Федеральной инспекцией труда, о чем в срок не позднее чем в течение 10 календарных дней* делается соответствующая запись в реестре деклараций.

*Со дня наступления несчастного случая.

По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Результаты проведения специальной оценки условий труда

Отчет о проведении специальной оценки условий труда составляет организация, проводящая такую спецоценку.

В Отчет включаются следующие результаты проведения спецоценки:

  • сведения об организации, проводящей спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 закона №426-ФЗ требованиям**;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных, опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах**;
  • карты спецоценки, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей спецоценку, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований, испытаний и измерений идентифицированных вредных, опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии, содержащий решение* о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений, при наличии такого решения;

* Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований вредных, опасных производственных факторов в случае, если их проведение на рабочих местах может создать угрозу для жизни:

  • работников,
  • экспертов,
  • иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда,
  • иных лиц.

Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

  • сводная ведомость спецоценки;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка;
  • заключения эксперта организации, проводящей спецоценку**.

**В отношении рабочих мест, на которых опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении спецоценки указываются сведения, предусмотренные выше пунктами 1, 2 и 9.

Отчет о проведении спецоценки подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

Форма отчета о проведении спецоценки и инструкция по ее заполнению утверждаются Министерством труда.

Работодатель должен организовать ознакомление работников с результатами проведения спецоценки на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

В указанный срок не включаются периоды:

  • временной нетрудоспособности работника,
  • нахождения его в отпуске или командировке,
  • периоды междувахтового отдыха.

Работодатель размещает* на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) сводные данные о результатах проведения спецоценки в части:

  • установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах,
  • перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка,

в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

*С учетом требований законодательства РФ о персональных данных и законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

В настоящее время штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда,  предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП, в следующих размерах:

  • для должностных лиц - от 1 000 руб. до 5 000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет);
  • для ИП - от 1 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц - от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако, 28.12.2013г. был принят Федеральный закон №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда».

В соответствии со ст.11 закона №421-ФЗ, с 01 января 2015 года, вступит в силу  новая редакция КоАП, согласно которой за не проведение спецоценки, а так же за нарушение правил ее проведение, на организацию могут наложить штраф на сумму от 60 000 руб. до 80 000 руб., на ИП – от 5 000 руб. до 10 000 руб. в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП.

Так же с 2015 года предусмотрены штрафные санкции и для организаций, занимающихся проведением спецоценки на основании гражданско-правовых договоров с организациями-работодателями.

КоАП пополнится статьей 14.54 - Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.

Согласно положениям пункта 1 данной статьи, нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 70 000 руб. до 100 000 руб.

За повторное правонарушение штраф могут наложить:

  • на должностных лиц - в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб. (или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет);
  • на юридических лиц - в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. (или приостановить деятельность на срок до девяноста суток).

Примечание. Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо.

Источник:  http://www.klerk.ru/buh/articles/351648/

← Все новости