Bink12.ru-Шапка-3.jpg

Итоги анализа ОПОРЫ национальной инновационной системы

ОПОРА РОССИИ проанализировала национальную инновационную систему в России. Об итогах этого анализа сообщил на Форуме ОПОРЫ РОССИИ президент организации Сергей Борисов.

В рамках исследования «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России» авторами исследования были опрошены ключевые группы участников инновационного процесса в России. Респондентами выступили ведущие российские учёные, руководители малых и средних инновационных российских компаний, а также средних и крупных российских компаний. Также были учтены результаты опросов населения России и российских учёных, которые уехали работать за рубеж.

В рамках анализа первой группы факторов «Образование и таланты», занимающей в системе долю в 25%, выяснилось, что по уровню затрат на образование в системе госрасходов Россия находится на уровне Чили, Турции, Южной Кореи, Индии, значительно уступая лидерам – Израилю, Финляндии, США. Отсюда – соответствующий уровень знаний россиян. А также устойчивый дефицит кадров. Треть опрошенных учёных испытывают нехватку сотрудников. Еще проблемы: молодежь не идет в науку, а также наблюдается активный отток российских ученых за рубеж.

При этом ученые крайне негативно оценивают систему финансирования научной деятельности, отмечают низкую компетентность конкурсных комиссий

Что касается результатов анализа факторов, связанных с коммерциализацией в России (доля в инновационной системе - 10%), в ходе исследования выяснилось, что только четверть опрошенных учёных пытались коммерциализовать результаты интеллектуальной деятельности, а результата достигли только 4%.

При этом коммерциализация, как правило, осуществляется за собственные средства или средства знакомых, а привлечение финансирования остается серьезной проблемой не только для инновационного малого бизнеса, но и для всего малого и среднего бизнеса, особенно на стадии старта.

Также бизнес испытывает острый дефицит инфраструктуры, но для инновационных малых компаний - это ещё более серьезный барьер: не хватает центров передачи технологий, бизнес-инкубаторов, научных парков.

Спрос, на долю которого приходится 15%, складывается из готовности экономики и, в первую очередь, крупных и средних компаний покупать и заказывать инновационные продукты и решения, спроса населения и потребностей государства. «Очень показательно, как «в ответ» на запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли США создали Агентство по перспективным оборонным разработкам (DARPA) для обеспечения лидерства США в сфере научных разработок», - напомнил Сергей Борисов. Между тем, по его словам, в России нормы закона о госзакупках не распространяются на сферу обороны и безопасности. В итоге - значительное пространство для злоупотреблений с поставками стандартной дешевой продукции по завышенным ценам.

В рамках четвертой группы факторов - Инфраструктура и кластеры (20%) – 60% опрошенных отметили проблемы с доступностью инфраструктурных объектов – как помещений, так и специализированных услуг (маркетинг, бизнес-услуги). Есть проблемы в сфере защиты и охраны интеллектуальной собственности, 2/3 малых инновационных компаний - респондентов указали на непроработанность законодательства в этой сфере. По-прежнему сохраняются проблемы с системой регулирования экспорта высокотехнологичной продукции, а также с патентованием и внедрением международных стандартов качества.

Оценка инновационного потенциала компаний, на долю которого отводится 20% инновационной системы, показала, что доля затрат компаний на НИОКР в ВВП в России в 2007 году составила 0,72%. «Это больше, чем в Украине и Беларуси, в Турции, Чили или Бразилии, однако это почти в 1,5 раза меньше, чем в Китае», - уточнил президент ОПОРЫ. А по уровню способности к заимствованию и адаптации технологий, по данным Всемирного экономического форума, в этом российские компании серьезно отстают даже от Казахстана и Украины.

Наконец, анализ группы факторов «Институты и эффективность государственного управления», «отвечающих» за 10% инновационной системы, продемонстрировал низкую оценку малого инновационного бизнеса эффективности госполитики в области науки, технологий и инноваций. Как показали результаты инновационного исследования ОПОРЫ, улучшений в этой сфере бизнес ожидает, в первую очередь, в техническом регулировании, инфраструктуре, усилении защиты интеллектуальной собственности, повышении эффективности системы государственных закупок, а также в увеличении финансирования НИОКР.

Источник: "Опора России"

← Все новости