Контролирующие органы

Главной задачей Федеральной налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, органами государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах в пределах их компетенции.

Проверки организаций должностными лицами Федеральной налоговой службы оформляются актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежах в бюджет и факты невыполнения требований должностных лиц налоговых инспекций, а также даются указания об устранении выявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет.

Акт подписывается должностными лицами налоговой службы, другими участниками проверок, руководителями и главными (старшими) бухгалтерами проверенных организаций. В случаях несогласия с фактами, изложенными в акте, руководители и главные (старшие) бухгалтеры предприятий, учреждений и организаций обязаны подписать акт и сделать записи о возражениях, прилагая одновременно письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения. Должностные лица налоговой службы при выявлении на предприятиях, в учреждениях и организациях нарушений, за которые виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности, помимо отражения этих фактов в акте проверок составляют протоколы о нарушении законодательства о налогах и других платежах в бюджет. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение.

В случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания, а также изложить мотивы отказа в его подписании.

Выделяют два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.

Порядок проведения камеральных проверок будет изменен с 1 января 2009г. в связи с изменениями, внесенными в ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации. На сегодняшний момент камеральной считается проверка уполномоченным должностным лицом налогового органа налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа. Согласно ч. 2-3 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Планируется внесение следующих изменений в ст.88 Налогового Кодекса Российской Федерации, направленных на изменение порядка проведения камеральной проверки: «В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика».

В соответствии с инструкцией, утвержденной приказом ФНС России от 25 августа 2000 г. № БГ-3-20/312, полномочиями на проведение камеральных проверок наделены отделы контроля налогообложения физических лиц и отделы налогообложения юридических лиц налоговых инспекций. В соответствии с данным приказом и со ст. 89.1 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов), его филиала или представительства проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки.

Запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.

Отсутствие у проверяющих лиц решения о проведении выездной налоговой проверки либо служебных удостоверений дает проверяемому лицу, согласно ст. 91 Налогового кодекса Российской Федерации, законные основания к недопущению сотрудников налогового органа на свою территорию и в помещения.

← Все контролирующие органы