Инновационный бизнес. Пути коммерциализации российской науки


Сбыт продукции - ключевой момент для любого бизнеса, в том числе и для инновационного. И эта мысль постоянно вытесняется на периферию сознания. Разработчики считают, что главное это найти деньги на создание и производство, а дальше, мол, само покатится, как по маслу. Ведь их любимый продукт обладает такими замечательными качествами! Да потребители должны в очередь становиться! Возможно, лет 20 назад действительно встали бы, но не сейчас. Времена другие.

Поэтому ключевую мысль, которую нужно иметь в виду, можно сформулировать следующим образом. Основная разница между инновационной деятельностью и инновационным бизнесом заключается в наличии отлаженного процесса сбыта произведенной продукции. Бизнес можно считать состоявшимся только в тот момент, когда кто-либо согласился обменять свои деньги на ваш товар или заплатить за ваши услуги. И именно факт продажи продукции может рассматриваться как единственный критерий, отличающий бизнес от любой другой деятельности.

Таким образом, бизнес это, прежде всего, сбыт и реализация продукции (услуг). И если кто-то говорит, что он занимается инновационным бизнесом, то под этими словами надо подразумевать следующий смысл - "я активно выстраиваю систему сбыта для своей продукции". В противном случае деятельность этого человека правомерней относить к чему-либо на выбор - фундаментальным исследованиям, прикладными разработками, изобретательством и рационализаторством, любознательностью и тягой к познанию.

Кроме того, давайте всё-таки отделять бизнес от ремесленничества. Я знаю нескольких талантливых ученых, которые в перерывах между преподавательской и научной деятельностью буквально "на коленке" производят продукцию, разработанную на основе своих научных изысканий, и успешно её реализуют. Но назвать их деятельность бизнесом язык не поднимается. Это скорей всего дополнительный заработок, приработок, прибавка (весьма существенная) к зарплате - называйте это, как хотите.

Поэтому, в дальнейшем речь всегда будет идти о бизнесе, в стандартном понимании этого слова, подразумевающего максимизацию прибыли, минимизацию накладных расходов, создании активов, налоговое планирование, управление процессами, персоналом и т.д.

Дилерские (сбытовые) сети

Анализ опыта работы успешного производственного бизнеса свидетельствует об одном, производитель должен концентрировать свои усилия на создании инфраструктуры сбыта, а именно на формировании сбытовой дилерской сети, которая представляется в виде "пояса" из торговых компаний, специализирующихся на дистрибьюции и продаже продукции. Примеров тому масса. Как конечный потребитель продукции, вы приобретаете её не у производителя, а у дилера или представителя. Одна из самых распространенных ошибок большинства российских производителей заключается в том, что они пытаются сами "гоняться" за конечным потребителем своей продукции, вместо того, чтобы сформировать сеть дилеров и представителей, делегировать ей полномочия по сбыту и мудро управлять ею посредством ценовой политики. В результате этого просчета практически все российские торговые компании являются дилерами и представителями иностранных производителей.

Инновационный бизнес это по сути производственный бизнес. И начиная свой бизнес, вы должны держать в голове, что помимо производства вам нужно будет выстраивать отношения с торговыми компаниями, другими словами, формировать свою сеть дилеров и представителей. Причем успех в производственном (инновационном) бизнесе будет определяться даже не столько уникальными потребительскими качествами продукции, сколько грамотно построенной и управляемой сбытовой сетью.

Источник: http://subscribe.ru/

← Вернуться